Macron CRM – Какие бывают CRM-системы

Какие бывают CRM-системы


Сегодня необязательно содержать большой штат сотрудников для аналитики и осуществления продаж. Это могут делать специализированные программы CRM ("Customer Relationship Management"). Они автоматизируют ряд процессов, снимая с вас ненужную нагрузку и упрощая работу с клиентами. Многих предпринимателей интересует вопрос: какие бывают CRM-системы, и на что обращать внимание при их выборе? Постараемся разобраться в этом на примерах.


Какие сегодня существуют CRM-системы?


Программное обеспечение с каждым годом совершенствуется, и на рынке регулярно появляются новые системы "Customer Relationship Management" с продвинутым функционалом и более сложными алгоритмами. Все их условно можно разделить на 4 больших категории:


Операционные (оперативные)


Какие CRM-системы относятся к оперативным? В первую очередь – системы, собирающие и обрабатывающие входные данные. Это может быть что угодно: регистрация новых пользователей, сбор заявок от покупателей, сохранение личных данных (ID) клиентов, ведение истории операций и т.д. Такие CRM – один из лучших вариантов формирования отчетности, но на практике их используют нечасто, отдавая предпочтение более функциональным программам.


Аналитические


Оптимально подходят для аналитиков и маркетологов, которые по роду своей деятельности должны постоянно мониторить ситуацию и принимать быстрые тактические решения. Такие CRM не только сохраняют всю историю взаимодействия с клиентами, но и сегментируют ее, помогая отслеживать закономерные сценарии в продажах и самые эффективные направления продвижения товаров/услуг. Какие CRM-системы относятся к аналитическим? Те, которые позволяют прогнозировать финансовые показатели и оценивать общую рентабельность бизнеса.


Коллаборационные


Узкоспециальные системы, позволяющие автоматизировать процесс общения с клиентами. Такие CRM не только собирают информацию, но и обеспечивают обратную связь. С их помощью можно автоматически рассылать:


  • уведомления о статусе заказов;
  • напоминания о записях на прием;
  • информацию о текущих акциях и скидках, и т.д.

Коллаборационная CRM легко интегрируется в другие сервисы (e-mail, мессенджеры, соцсети), но позволяет решать только узкий (специализированный) спектр задач.


Комбинированные


Если вам нужны одновременно и аналитика, и прогнозирование, и обратная связь с клиентами, стоит использовать комбинированную CRM-систему. Она объединяет свойства всех выше перечисленных систем, и оптимально подходит для крупных проектов с большим охватом аудитории. Помимо всего прочего, комбинированный метод упрощает взаимодействие (обмен информацией) между разными отделами одной компании.


Какие бывают CRM-системы по специализации?


Чтобы окончательно понять, какие CRM сегодня существуют, можно классифицировать их по назначению/специализации, на:


  • Многозадачные. Относятся к комбинированным системам, и позволяют решать сразу несколько задач одновременно: сбор входящих данных, их упорядочивание, прогнозирование, связь с клиентами и т.д.
  • Специализированные. Встраиваются в другие сервисы, и позволяют решать какую-то одну конкретную задачу. Например – осуществлять рассылку уведомлений клиентам, или сортировать заявки по заданным критериям;
  • Отраслевые. Предназначены для одной конкретной отрасли, и являются чем-то средним между многозадачными и специализированными CRM. Так, отраслевые системы отсекают все ненужное, и автоматизируют только 1-2 (максимум – 3) текущих процесса.

Определившись с тем, какие CRM-системы существуют на рынке, можно выбрать один или несколько вариантов, и использовать их по назначению. Аналитические и оперативные, коллаборационные и комбинированные – в вашем распоряжении весь ассортимент современного ПО.