Сегодня необязательно содержать большой штат сотрудников для аналитики и осуществления продаж. Это могут делать специализированные программы CRM ("Customer Relationship Management"). Они автоматизируют ряд процессов, снимая с вас ненужную нагрузку и упрощая работу с клиентами. Многих предпринимателей интересует вопрос: какие бывают CRM-системы, и на что обращать внимание при их выборе? Постараемся разобраться в этом на примерах.
Программное обеспечение с каждым годом совершенствуется, и на рынке регулярно появляются новые системы "Customer Relationship Management" с продвинутым функционалом и более сложными алгоритмами. Все их условно можно разделить на 4 больших категории:
Какие CRM-системы относятся к оперативным? В первую очередь – системы, собирающие и обрабатывающие входные данные. Это может быть что угодно: регистрация новых пользователей, сбор заявок от покупателей, сохранение личных данных (ID) клиентов, ведение истории операций и т.д. Такие CRM – один из лучших вариантов формирования отчетности, но на практике их используют нечасто, отдавая предпочтение более функциональным программам.
Оптимально подходят для аналитиков и маркетологов, которые по роду своей деятельности должны постоянно мониторить ситуацию и принимать быстрые тактические решения. Такие CRM не только сохраняют всю историю взаимодействия с клиентами, но и сегментируют ее, помогая отслеживать закономерные сценарии в продажах и самые эффективные направления продвижения товаров/услуг. Какие CRM-системы относятся к аналитическим? Те, которые позволяют прогнозировать финансовые показатели и оценивать общую рентабельность бизнеса.
Узкоспециальные системы, позволяющие автоматизировать процесс общения с клиентами. Такие CRM не только собирают информацию, но и обеспечивают обратную связь. С их помощью можно автоматически рассылать:
Коллаборационная CRM легко интегрируется в другие сервисы (e-mail, мессенджеры, соцсети), но позволяет решать только узкий (специализированный) спектр задач.
Если вам нужны одновременно и аналитика, и прогнозирование, и обратная связь с клиентами, стоит использовать комбинированную CRM-систему. Она объединяет свойства всех выше перечисленных систем, и оптимально подходит для крупных проектов с большим охватом аудитории. Помимо всего прочего, комбинированный метод упрощает взаимодействие (обмен информацией) между разными отделами одной компании.
Чтобы окончательно понять, какие CRM сегодня существуют, можно классифицировать их по назначению/специализации, на:
Определившись с тем, какие CRM-системы существуют на рынке, можно выбрать один или несколько вариантов, и использовать их по назначению. Аналитические и оперативные, коллаборационные и комбинированные – в вашем распоряжении весь ассортимент современного ПО.