Предприниматели прибегают к помощи CRM ("Customer Relationship Management") только при крайней необходимости, и принцип "может быть пригодится" здесь не работает. Вы должны четко осознавать – для чего вам нужна система, и каких результатов от нее ожидать. Эффективность внедрения CRM-системы будет видна не сразу. Возможно, вам понадобится не один месяц для того чтобы это понять. К счастью, есть рабочие методы оценки эффективности, которыми сегодня может воспользоваться любой желающий!
Результаты от использования Customer Relationship Management для каждой компании индивидуальны. Кому-то он принесет сверхприбыль, а кому-то – одни убытки, связанные с покупкой и обновлением ПО. Отследить эффективность системы тоже не так просто. Например, анализ может показать, что в среднем LTV клиентов возрос на 5-6%, но увеличило ли это прибыль – большой вопрос. Возможно, она повысилась по другим, не связанным с CRM причинам.
Поэтому для оценки эффективности CRM-систем были приняты 3 простых метрики:
Если хотя бы по одному из этих пунктов система дает положительный эффект, ее уже однозначно стоит использовать для автоматизации бизнеса.
Здесь все просто. После внедрения и использования CRM прибыль компании (или ИП) начала возрастать. Резких скачков от автоматизации ждать не приходится, но в целом доход увеличивается (хотя бы на 5-10% в неделю/месяц). В упрощенном виде этот эффект выглядит так:
Конечно, эффективность внедрения CRM-системы редко просчитывается за 3-4 хода, и здесь приведена максимально упрощенная схема (для понимания самого механизма процесса).
Customer Relationship Management зачастую дает хорошие результаты опосредованно – без видимости прямой связи. Например:
Провести точную оценку эффективности от внедрения CRM-системы в данном случае невозможно. Ее можно узнать только примерно, по формуле:
"LxTxV", где:
L = средняя стоимость одной продажи;
T = количество продаж в месяц (среднее);
V = среднее время удержания одного клиента (в месяцах).
Косвенная метрика условна, но автоматизация онлайн-бизнеса редко приводит к повышению прямой коммерческой эффективности, а значит ее использование целесообразно.
Один из способов наладить бизнес – избавить себя от рисков и негативных факторов: как внешних, так и внутренних. CRM-система способна в этом помочь, и весьма существенно. Рассмотрим один из возможных алгоритмов:
Точная оценка эффективности CRM-системы в данном случае тоже затруднительна, так как имеет место человеческий фактор. Но она станет видна в любом случае – если внедрение Customer Relationship Management было проведено правильно, а риски не выходили за пределы ее возможностей.